Главная страница
Оборудование
Оборудование "second_hand"
Выставки
Рассылка
Толковый словарик
Статьи
Ссылки






Вся полиграфия России. Статьи. Ризография.
Ризография


Перед многими заказчиками бумажной продукции возникает проблема быстрого дешевого копирования документов. И что же делать, если офсетных требований к качеству оттисков нет, как нет и денег на этот самый офсет?

Существует несколько технологий, восполняющих пробел между обыкновенным копиром (до 50 экземпляров) и могучей офсетной технологией (от 2 тысяч экземпляров). Сегодня мы поделимся секретами наиболее доступной технологии... Причем оговоримся сразу, что само слово "ризограф" стало нарицательным, подобно "ксероксу", и этим словом называют аппараты всех фирм, использующих подобный метод печати... Приведенные тут цифры относятся к продукции марки Riso и в большинстве своем являются завышенными, так как на ризографах в Беларуси за деньги в основном печатают поставщики этих самых ризографов, и информация от них соответствующая.
Из-за доступности и популярности ризографию часто путают с офисным (дорогим) копиром, что неверно.
Да, действительно, ризограф очень быстрый (максимум 120 копий в минуту), он действительно может печатать в несколько цветов (но именно в несколько, а не полноцвет). Внешне ризограф действительно похож на "ксерокс".
Однако технологически ризограф - это цифровой дубликатор, использующий при копировании метод трафаретной печати.
Сама технология копирования выглядит так: как и на ксерокс, вы кладете свой оригинал на стекло сканера, закрываете крышкой, нажимаете несколько кнопок: указываете контрастность при сканировании, режим сканирования (фото или текст) и количество требуемых копий (как у ксерокса). Оригинал ваш сканируется, и далее прожигаются отверстия в мастер-пленке.
Однако сканировать не обязательно: некоторые модели ризографов имеют и возможность печати сразу с компьютера, так что иногда можно принести на печать и файл (естественно, надлежит узнать заранее). Отдельно компьютерный интерфейс очень дорог и по стоимости сопоставим с еще одним ризографом, а потому держат его немногие...
Теперь ризографы печатают с указанным в прайсе качеством 600х600 или 400х400. Как и для струйных принтеров, параметр этот немного странен: ведь качество 600х600 dpi от лазерного принтера все равно выше (хотя и дороже на порядок).
Мастер-пленка полупрозрачная, словно калька, только чуть плотнее. При каждом новом оригинале предыдущий мастер снимается и удаляется. На одном мастере Riso рекомендует выполнять до 4000 экземпляров, печатники - до 2000. На небольших тиражах стоимость мастера заметно влияет на себестоимость отпечатка.
Бумага. Это вторая по стоимости после мастер-пленки составляющая отпечатка. Однако ризограф некритичен к бумаге и печатает практически на любой по весу и качеству: от 46 г/м2 до 210 г/м 2.
Далее, естественно, краска. У ризографов она густая (читайте в соседней статье: только у ризографов от Riso). Туба с краской вставляется в барабан. Однако новый цвет - это новый барабан (около 1000 у.е). Основных цветов у Riso 14, и даже есть каталог всех возможных цветов с растрированием (хотя справедливости ради следует отметить, что цвета имеют соответствие по Pantone). Четвертое: поскольку краски жидкие, то печать одной по другой (кроме как сверху черным) приведет к странным результатам. Пятое (из четвертого): совмещение; приводка на каждый цвет не менее 1 мм.
И вообще, ризограф не предназначен для совмещения цветов. Его конек - это низкая стоимость и высокая скорость печати.
Отсюда вывод: использовать цвет в ризографе надо очень осторожно. При этом лучше всегда узнать, а есть ли нужная вам краска в салоне, где вы будете печатать свою работу..

Готовим оригинал (несколько советов)
1. Если на копируемом листе имеется темная область, расположенная несимметрично относительно линии движения бумаги, возможна еще одна напасть - разворот листа при отклеивании от барабана. Такой лист застревает в ризографе, не долетев до приемного лотка. Следует стремиться к симметричному размещению темных областей.
2 Следует стремиться избегать инверсий (белый текст на черном фоне).
3. Листы оригинал-макета должны иметь крупное фотоизображение только с одной стороны, иначе возможно просвечивание оборотной стороны при сканировании (просвечивание зависит от качества бумаги).
4. Оригинал-макет должен иметь поля не менее 0.7 см, печать "под край" листа невозможна по двум причинам. С одной стороны - это отделение бумаги от барабана (край листа не должен прилипать). С другой стороны, это связано с тем, что ризограф не обеспечивает точного совпадения копий, особенно в направлении движения бумаги. Этот разброс составляет в среднем 3-5 мм (для некачественной бумаги). При попытке печати "под край" краска, не попавшая на лист, попадает на валик и неизбежно запачкает как его, так и оборотную сторону других листов.
Проблему печати "под край" можно в некоторой степени решить последующей резкой копией, при этом готовая продукция будет иметь меньший формат.
6. Ризограф совершенно не допускает печать на глянцевой и мелованной бумаге. Краска на основе глицерина, используемая в ризографе, высыхает только на той бумаге, в которую может впитаться. Время высыхания для приемлемых типов бумаги составляет от 0.5 до 15 секунд. Эксперимент, проведенный для мелованной бумаги, показал, что краска на ней "не держится".
7. Eсли вы подаете документ для печати в несколько цветов, то совершенно очевидно, что подать вы должны столько оригиналов, сколько у вас цветов. Если ваш документ, к примеру, страница черного текста с красным заголовком, то вы подаете 2 листа: один с заголовком (причем заголовок оригинала должен подаваться черным, а не красным) и один с черным текстом. Итого: 2 страницы.
Ризограф хорошо воспроизводит достаточно насыщенную по толщине штриховую графику и шрифты. Обычные шрифты (рубленые и с засечками) хорошо воспроизводятся (а значит, и читаются) начиная с 5-го кегля, а слишком декоративные шрифты - с 10-го кегля. Градиентные растяжки и ч/б фото также получаются лучше "ксероксных".
Подводя итог: эту технологию надлежит использовать для печати простых документов внутреннего пользования с неизощренной графикой и простыми, не детализированными иллюстрациями. Тираж документов - до 4000 с одной мастер-пленки. Качество оттисков выше привычного качества "ксероксного" копирования, а стоимость - от 1.8 центов (тираж от 50 до 100), свыше 100 - 1 цент, свыше 1000 - 0.7 цента.

Артем Герасимович, "Издательские системы"


^ Наверх ^

© 2000 Вся полиграфия России. Перепечатка материалов по согласованию с редакцией.

Реклама на сайте - adv@print.bos.ru
Пишите нам - info@print.bos.ru