Главная страница
Оборудование
Оборудование "second_hand"
Выставки
Рассылка
Толковый словарик
Статьи
Ссылки






Вся полиграфия России. Статьи. Защита прежде всего
Защита прежде всего


Введение
О подделках и фальшивых вещах многие в нашей стране знакомы не понаслышке. C обманом приходилось сталкиваться при покупке самых разнообразных товаров: продуктов питания, вино-водочной продукции, изделиями легкой и электронной промышленности..

По мировой статистике более 20% всей продукции в мире поддельные. Это говорит о миллиардах долларов, потерянных производителями и недополученные государством в виде налогов, а также о многих случаях отравлений некачественными продуктами питания и просто испорченного настроения обманутых потребителей. В России процент подделок никто не подсчитывал, но он вряд ли ниже среднемирового значения. Действительно, соблазн заработать большие деньги, воспользовавшись раскрученной торговой маркой, велик. Его еще подогревает возрастающий уровень полиграфического оборудования, демонстрирующего с каждым годом новые возможности оперативной, экономичной и качественной печати. Лично я помню пару как в информационных сводках еще два-три года назад приходили сообщения о мошенниках, печатавших денежные знаки с использованием простой офисной техники: принтеров, сканеров, копиров и т.п. Что уж говорить о возможностях более серьезного полиграфическог о оборудования. А нашумевшие в свое время поддельные чеченские авизо, с которых на чались кавказские проблемы России...Думается, нет необходимости приводить дополнительные аргументы для организации борьбы с фальшивками.

Тем не менее, в последнее время вал шумных дел о мошенничестве, связанном с подделкой продукции, пошел на убыль. Не последнюю роль в этом играют и специальные меры, предпринятые производителями для защиты своей продукции. В этой статье мы рассмотрим лишь узкий срез этой проблемы - защиту продукции полиграфическими методами. Для начала очертим основные виды полиграфической продукции, нуждающейся в защите от подделок, в порядке уменьшения их важности.
Во-первых, это ценные бумаги, к которым можно отнести деньги, сертификаты акций, государственные документы, банковские бумаги, чеки и другая продукция, напрямую связанная с доступом к материальным средствам или имуществу. Полный список ценных бумаг регламентирован министерством финансов России.
Во-вторых, это, менее ценные, но также нуждающиеся в защите от подделок, лотерейные билеты; входные, транспортные (начиная от трамвая и заканчивая авиа) билеты и удостоверения; пропуска; талоны на распределение; дипломы и сертификаты учебных заведений и т.п.
Последней, наиболее массовой, группой полиграфической продукции, которая подвергается опасности быть подделанной, является этикетка и упаковка любых видов промышленных и продовольственных товаров.

Критерием отбора при деление групп защищенной полиграфической продукции была ценность бумаг, определяемая уровнем угрозы, возникающая для общества при их подделке. Соответственно, затраты на защиту полиграфической продукции также пропорциональны степени потенциальной опасности. Так первую группу защищенной продукции, могут производить лишь считанное количество специализированных предприятий на территории России, для которых ценные бумаги являются главной сферой деятельности. На сегодняшний день в России существует порядка 15 предприятий, имеющих лицензии правительства на такое производство. Они оснащены специализированным дорогостоящим оборудованием и работают с использованием закрытых секретных технологий. Предприятия, печатающие ценные бумаги обязано обеспечить множество требований по безопасности и защите от краж. Каждый лист бумаги, каждый грамм краски на них подлежит строгому учету и такие понятия, как "лишний" лист или не уничтоженный после тиража штамп, там исключены.

Следующую группу защищенной продукции по аналогии с минералами можно назвать полудрагоценными бумагами. Одно время их производство не подлежало лицензированию, и их печатали все, кто хотел. Помните времена, когда любая группа лиц могла назвать себя инвестиционным фондом и, напечатав сертификаты акций, начать строить финансовые пирамиды. Или сколько новоиспеченных лотерейных билетов продавали у московских вокзалов. Сейчас этот вопрос решен, и производство любой такой продукции также подлежит обязательному лицензированию.

Этикеточная и упаковочная продукция производится огромными тиражами, сопостовимыми с общим масштабом полиграфического производства в стране. Поэтому специальная лицензия на такие виды работ вряд ли целесообразна. Потеряется сам смысл выборочного лицензирования. Печатать этикетки и упаковку сейчас имеет право любое полиграфическое предприятие. Но, разумеется такая "вседозволенность" не исключает понятия защищенности. На сегодняшний день в технологии полиграфического производства существуют множество различных методов, направленных на защиту продукции от дублирования. Некоторые предприятия имеют даже свои ноу-хау в этой области. Обзору этих методик, достаточному для того, чтобы иметь представление, но без лишних технических секретов, и пойдет речь дальше.

Предваряя технологические нюансы зашиты полиграфической продукции, затронем следующий момент. Собственно говоря, абсолютной защиты не бывает. Любую вещь, созданную одним человеком или группой людей, всегда смогут повторить другие. Но, тем не менее, вопрос организации защиты продукции вовсе не безнадежен, если принять во внимание экономический и временной фактор. Если сделать так, чтобы подделка обходилась в несколько раз дороже оригинала, то она потеряет всякий смысл. То же самое относится и к фактору времени. Недаром, после введения дополнительной защиты и поквартального ограничения сроков действия проездных билетов на наземный транспорт в Москве, их подделки практически исчезли. Мошенников, даже сумевших изготовить фальшивые билеты, встречала проблема экстренной реализации. Экономические соображения накладывают следующие правила защиты. Во-первых, себестоимость оригинального защищенного продукта должна быть минимально возможно й. Только этим можно свести на нет все усилия нечестных предпринимателей. Особенно это важно для этикеточной или упаковочной продукции, которая сама по себе идет в нагрузку к пакуемому продукту, и увеличивает его себестоимость. Во-вторых, степень защита должна соответствовать стоимости защищаемого продукта. Согласитесь, многоступенчатая дорогостоящая защита, имеющая смысл для банковского сертификата, не оправдает себя для водочной этикетки, уменьшив его конкурентоспособность. Точно также и упрощенная защита, применимая для этикетки, обесценит финансовый документ и подтолкнет махинаторов к действию.

Технология защиты
Все используемые в настоящее время технические и технологические методы защиты полиграфической продукции можно разделить на пять больших групп. Во-первых, это защита на стадии дизайна с помощью особых приемов верстки и специальных программ для обработки изображения. Во-вторых, технологические способы печати (орловская, ирисная печать и т.п.). В-третьих, защита за счет использования особенностей бумаги или другой основы, на которой осуществляется печать. В четвертых, защита с помощью специальных красок или других носителей печатной информации. И, в пятых, использование дополнительных финишных и отделочных процедуры после печати. Более подробная классификация приведена в таблице 1.

Рассмотрим их подробнее
Дизайн Технология Основа Краски Отделка
Контрольные и штриховые коды Орловская печать Водяные знаки Водорастворимые краски Горячее тиснение (блинтовое или фольгой)
Специальные "дефекты" Ирисная печать Защитные цветные волокна Сильновпитывающие краски Припрессовка голограммы
Гильоширные элементы Металлографская печать Металлизи-рованные полоски Не сохнущие, мажущиеся краски Закатка/ ламинирование голограмм
Микротекст Офсетная печать с глубоких форм Материал чувствительный к растворителям Магнитные краски Нумерация и персонализация
Специальные линейные растры Трафаретная печать Флуоресцентные частицы Металлизированные краски Высечка под оригинальную форму
Объемный эффект Глубокая печать Химические реактивы Микрокапсулированные краски Просечки, уменьшающие прочность
Скрытые изображения Шестикрасочная печать Радиоционные микрочастицы Не видимые, флюоресцентные краски Фальцовка и склейка продукции
Совмещенные рисунки Сухой офсет Эффекты похрустывания, растягивания Меняющие цвет от температуры Ламинирование
    Пленки типа VOID Меняющие цвет от излучения  
Табл. 1 Классификация методов защиты полиграфической продукции


Специальные "дефекты"
Элементы защиты можно ввести в изображение еще на стадии дизайна, при верстке. Так, например, можно ввести в картинку мелкие "дефекты" - не стандартный шрифт, не ровные по высоте или ширине "прыгающие" буквы. Линии, хаотически меняющие толщину и т.п. При большом объеме текста есть очень большая вероятность, что злоумышленники не заметят этих недостатков или не смогут легко и быстро его повторить. Кстати, обнаружению подделкок способствует и противоположная ситуация, когда ошибки допускают сами поддельщики. Так лет пять назад в Москве во всех магазинах кассирам было дано указание поиска фальшивых 50-ти рублевых купюр, у которых в слове РОССИИ была пропущено одна буква С. Причем, деньги были подделаны так искусно, что именно этот признак явился чуть ли не определяющим при диагностике. К сожалению, этот прием применим не всегда. Например, он мало подходит для защиты этикеток. Ведь здесь получается двоякая ситуация. Чтобы покупатели могли отличать хороший товар от поддельного, они должны быть информированы об эле ментах защиты. Но если предать эту информацию широкой огласке, то об этом узнают преступники и используют ее для себя. В то же время, метод прекрасно работает с бумагами, которые должны проверять лишь ограниченный круг должностных лиц. Например, билетами, удостоверениями, банковскими документами и т.п.

Контрольные и штриховые коды
Говоря о контрольных элементах, я имею в виду не товарные штрих коды, которые используют для удобства считывания информации о товаре электронными методами. Хотя конечно они также могут выполнять защитные функции. Ошибка в их воспроизведении моментально диагностируется, но надеятся на такие грубые ошибки мошенников не приходится. Скорее речь идет о различных видах контрольных или закодированных рисунков в виде линий, геометрических фигур или растровых картинок. Наглядный пример, например, сто долларовая купюра старого образца, у которой линия сгиба пололам проходит точно через зрачок глаза президента, изображенного на ней.

Гильоширные элементы
Статьи о полиграфии на PRINT.BOS.RU
рис. 1. Образец гильоширной композиции


Гильоширными элементами называют фоновый рисунок из взаимно пересекающихся кривых тонких линий, покрывающих всю поверхность листа. Согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг. Причем из этой площади большая часть должна содержать многоцветные гильоширные композиции. Гильоширную композицию невозможно воспроизвести на цифровом множительном аппарате из-за того, что очень маленькая толщина (40-70 мкм) и постоянно меняющаяся кривизна каждой линии создает непреодолимые препятствия перед рисующим блоком с недостаточной на сегодняшний день разрешающейся способностью. Повторить гильоширную композицию, полученную методом орловской печати, когда ко всем сложностям добавляется еще плавно и произвольно меняющийся цвет каждой линии невозможно другими способами (офсет, трафарет, высокая или глубокая печать). Поддельная линия получиться либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из растровых точек. Одновременно же выдержать оба требования не получится.

Кроме всего прочего, даже монохромные гильоширные элементы сложны для сканировании, так как редко содержат повторяющиеся периодические элементы, способны загрузить огромные массивы памяти и затруднить работу компьютера. В то же время, для облегчения работы легальных производителей существуют специальные программы, мгновенно вычерчивающие необходимые рисунки по закодированным математическим формулам. Одну из таких программ создает например российская фирма ecskur***.

Микротекст
Статьи о полиграфии на PRINT.BOS.RU
рис. 2. Образец микротекста


Микротекстом называют одну или несколько строк символов, воспринимающуюся человеческим глазом в виде тоненькой линии и в тоже время великолепно читаемую с помощью лупы или микроскопа. Обычная высота шрифта микротекстом порядка 250 мкм. Этот метод защиты также несет в себе элемент неожиданности и может быть оформлен как в виде позитивного (на светлом фоне), так и "вывороточного" изображения на плашечном изображении. Помню свое удивление, когда мне показали небольшой прямоугольник (размерами где-то 10х10 мм) тисненной матовой фольги на бланке и дали в руки микроскоп. Оказалось, что по всей площади тиснения выдавлены координаты фирмы гравирующей штампы (Принт типография) и их рекламная информация. Ясно, что кроме эффекта неожиданности, эти элементы защищают продукцию и сложностью воспроизведения на традиционном полиграфическом оборудовании. Микротекстовые включения должны обязательно присутствовать на всех ценных и полуценных, согл асно нашей предыдущей классификации, бумагах.

Специальные линейные растры
Статьи о полиграфии на PRINT.BOS.RU
рис. 3. Образец специального растрирования


Существуют фирмы, имеющие лицензии на производство ценных бумаг, специализирующие наряду с прочим на использовании специальных растров. Многим читателям наверняка известно, что для воспроизведения полиграфического полутонового изображения необходимо заполнить каждую его прямоугольную ячейку определенным количеством печатной краски, занимающей от 0 до 100% его площади. Обычно используют стандартные формы растровой точки в виде круга, эллипса, ромба и т.п. В то же время известно и так называемое стохастическое растрирование, при котором вообще нет понятия растровой ячейки. Здесь используют изображения, состоящие из множества хаотически разбросанных по площади листа мелких точек (15-30 мкм). Основное условие размещения этих точек такова, чтобы их концентрация на любом участке соответствовала цветовой плотности изображения. Стохастика высокого разрешения сама по себе является защитной технологией, т.к. не каждое печатное устройство сможет воспроизвести мелкие точки, формирующие изображения, но разработчики защитн ых технологий пошли дальше. Они совместили оба выше названных принципа и использовали необычные формы точек растра. Появился так называемый линейный, концентрический и любой другой по форме растр. Основной секрет этих растров в том, что при создании изображения используется сетка, состоящая из концентрических окружностей, прямых или кривых линий. Элементы изображения при этом формируются за счет изменения толщины этих линий. Такая защита прекрасно работает даже при достаточно крупном "зерне" растра, так как создает непреодолимые препятствия для стандартных фотонаборных аппаратов.

Объемный эффект
Эффект объемного изображения строится на особенностях человеческого зрительного восприятия. Если изображения скомпоновать с помощью сложных математических программ и точно его напечатать, то можно достигнуть специального эффекта. При продолжительном взгляде на картинку начинает просматриваться скрытый рисунок или текст. Думается со временем этот прием будет часто использоваться для защиты полиграфической продукции.

Скрытые изображения или совмещенные рисунки
Эффект скрытого изображения заключен в том, что если повернуть лист бумаги под определенным углом, то в нем появляются новые элементы. Существует множество способов создавать такие эффекты. Например, программное обеспечение JSP PIXEL может делать два линейных растра, замаскированных перпендикулярно один в другом. В этом случае скрытая картинка проявится при взгляде на рисунок под очень маленьким углом.

Технологические приемы защиты
Защита изображения за счет использования оригинальных технологий печати является самой эффективной. Предприятия, производящие защищенную продукцию, как правило, оснащены очень дорогостоящим совершенным полиграфическим оборудованием. И собственно, им грех не использовать богатые возможности, предоставляемые этой техникой. Ведь то, что можно сделать на мощной качественной машине, сложно повторить на более простом оборудовании. А если кому то и удастся повторить такую попытку, то он проиграет по экономическим соображением. Себестоимость подделки может оказаться во много раз дороже оригинала.

Разные технологии печати имеют свои особенности, легко различаемые на продукции. Например, трафаретная печать позволяет положить очень толстый слой краски. Глубокая печать позволяет менять размер печатных точек на растровой ячейке не только по площади, но и по высоте. За счет чего может быть получено очень качественное изображение. Сухой, или безводный, офсет дает возможность печати с очень высокими линиатурами растра (хоть 800-900 lpi).

Орловская печать В ряду защитных технологий особое место занимает способ печати, изобретенный нашим соотечественником И.Орловым в 1890 году. Построенная им машина имеет несколько формных цилиндров, один из которых формирует графические элементы (контур) изображения, а другие произвольные площади перемены цвета. По вполне понятным причинам здесь не будет рассматриваться устройство орловской машины. Ограничимся лишь тем, что продукцию с орловской машины, технически невозможно повторить на другом оборудовании, а также на самой этой машине, не имея оригиналов форм. Вычислить множество использовавших форм по готовой продукции также не просто. Чего стоят одни гильоширные композициях, когда рядом проходящие тонкие непрерывные линии имеют разные цвет, меняющий свой оттенок и насыщенность по длине линии.

Ирисная печать
Ирисная печать может быть получена на обычной офсетной машине, если в ее красочный аппарат заложить несколько красок и выключить раскат валиков. Например, в одну половину красочного ящика закладываем желтую краску, а в другую голубую, предварительно разделив их перегородкой. При прохождении через систему валиков красочного аппарата, эти две краски взаимно проникают друг в друга и образуют переходный участок с плавно меняющимся цветом. Разумеется, ширина этого переходного участка постепенно растет и через какое-то время вся краска может стать зеленой. Но за это время можно отпечатать короткий тираж у которого триховое изображение на оттисках будет иметь плавный градиент перехода цвета из одного в другой. Процесс можно развить и дальше, использовав, вместо двух, большее количество красок.

Металлографская печать
Металлография - одна из разновидностей глубокой печати при большом давлении специальными красками - позволяет получить различные полутона, а также рельефное изображение, которое можно проверить пальцами на ощупь. Этот метод, наряду с орловской печатью рекомендован для использования при печати ценных бумаг.

Сухой офсет
Сухим или безводным офсетом называют способ печати на специальных машинах с помощью специальных форм и красок. Очень подробно с этой технологией Вы сможете ознакомиться в статье "Расцветет ли безводный оазис" на личной интернет-страничке автора по адресу http://poligraph.chat.ru Здесь же ограничимся краткой информацией. Как уже говорилось выше, сухой офсет позволяет получать качественные изображения с очень высоким разрешением. Эта технология требует строго соблюдения климатических условий в типографии и температуры валов и узлов печатной машины. Есть случаи перестройки обычных офсетных машин для печати сухим офсетом. Ввиду редкости и большой цены расходных материалов, себестоимость продукции при этом увеличится, что не оправдает таких переделок для производства обычных тиражей, но если рассматривать защиту как первостепенную задачу, то такие жертвы могут быть оправданы.

Другие технологии
Другие технологии печати рассматривать в этой статье будем, чтобы не превращать ее в полиграфический учебник. Защита при использовании глубокой, трафаретной печати или гибридных технологий, использующих их сочетания, основана на том, что все способы печати имеют свои особенности., которые можно визуально увидеть на оттиске. Поэтому перед фальшивомонетчиками ставится сложная задача поиска не очень распространенного специального оборудования или покупки дорогостоящей техники.

Защита за счет основы
После разговора об абстрактном дизайне и высоких технологиях перейдем к более насущным методам защиты. К тому, что можно увидеть и потрогать руками на ценном бланке или защищенной этикетке. Известно, что защита за счет использования специальной основы, наряду с использованием особых технологий печати, является самой действенной. Так для печати денежных знаков используют многослойную бумагу, которая сама по себе содержит целый комплекс защитных элементов. Это водяные знаки, металлизированные вкрапления, защитные полоски. К ним же можно отнести эффекты "похрустывания" и "растягивания" (попробуйте слегка надорвать американский доллар, после снятия нагрузки растянутый участок спружинит и вернется в нормальное состояние) и многое другое.

Водяные знаки
Водяные знаки формируются при изготовлении бумаги с помощью специальных каландрирующих цилиндров. По сути они представляют собой локальное изменение толщины полотна, которое создает визуальный эффект скрытого рисунка. Водяные знаки могут быть темными или светлыми, а также иметь несколько степеней яркости. Они обычно не видны и могут быть обнаружены только на просвет или при рассматривании под определенными углами. Водяные знаки невозможно создать на обычном бумажном полотне. Для ценной продукции бумагу со знаками заказывают отдельно. Причем такой заказ может сделать только фирма имеющая лицензию министерства финансов и ведущее строгий учет каждого листа. Так называемая "бытовая" бумага со знаками "верже" не считается по настоящему ценной. Хотя и она может использоваться для некоторой защиты в силу своей высокой цены при покупке в розницу.

Защитные включения
Их можно легко увидеть на любой денежной купюре. Введенные в мягкую массу при создании бумаги защитные цветные волокна, полимерные или металлические нити, люминесцентные или магнитные вещества позволяют использовать для диагностики такой бумаги специальные электронные приборы, реагирующие на эти вкрапления. Суть методов распознавания "свой-чужой" может основываться на оптических, магнитных, электрических и других физических и химических методах. Существуют даже весьма экзотические решения с использованием вкусовых рецепторов или обоняния человека.

Металлизированные полоски
Металлизированные полоски можно считать разновидностью предыдущего случая, но в дополнение к наличию такой полоски, приборы считывают с нее дополнительную цифровую информацию, закодированную особым образом.

Материал чувствительный к растворителям
Речь идет о особо ценных бумагах, которые имеют право быть капризными в обращении. Например, бумаги, которые не выносят лишней влаги и портятся при малейшем попадании воды. Или бумаги, чувствительные к поту и сальным выделениям человеческих пальцев. Здесь проверка подлинности осуществляется простым прикосновением к документу. Если она при этом меняет свои свойства, значит все нормально.

Радиационные микрочастицы
Также наряду с другими включениями в состав бумаги могут вводиться микроскопические дозы редкоземельных элементов, обладающих слабым радиационным излучением. Это безвредно для человека, но очень легко диагностируется специальными приборами. Активность, тип изотопа и координаты меток являются идентификационными параметрами при проверки таких бумаг.

Пленки типа VOID

Статьи о полиграфии на PRINT.BOS.RU
рис. 4. Пленка VOID в действии


Наверняка многие покупатели импортной бытовой аппаратуры сталкивались с гарантийными защитными стеккерами на них. Это и есть самоклеющая пленка типа VOID. Главное достоинство многослойного материала заключается в сочетании очень слабой связи между внутренними слоями и сильным клеевым слоем, для приклеивания пленки к изделию. Оторвать эту пленку можно только один раз, и при этом сразу становиться видимым слово VOID, что по русски означает недействительный. Повторная заклейка с удалением проявившегося слова невозможны.

Краски
Защита за счет использования специальных красок занимает не менее важное место, чем выбор основы. Собственно краски могут иметь все защитные элементы, которые уже перечислялись применительно к печатным материалам. Это специальные включения в состав красителя, металлизированные, магнитные, флюоресцентные, химически нестойкие краски и многое другое. Мы не будем повторятся, и расскажем лишь о новых защитных технологиях, применяемых за счет красящего вещества на ценных бумагах.

Не сохнущие краски
Несохнущие, но сильно впитывающиеся краски долгое время сохраняют изображение и в то же время легко диагностируются на наличие подделки. Подобной зеленой краской напечатаны например доллары США. Попробуйте намочить эту купюру и потереть о чистый лист бумаги. Останется хорошо заметный зеленый цвет. В то же время эти краски глубоко впитываются в бумагу и их невозможно стереть без уничтожения носителя.

Краски, меняющие свои свойства от внешнего воздействия
К таковым можно причислить красящие вещества меняющие свой цвет от температуры или от излучения. Причем диапазон чувствительности температурных красок может быть разный. Наиболее популярны краски, которые очень реагируют на нагрев в диапазоне от 20 до 40 градусов Цельсия. Для проверки подлинности документа с такими красками достаточно подержать его несколько минут в руке и дождаться изменения цветового оттенка.

Аналогичный принцип диагностики заложен в красках, меняющих свой цвет в зависимости от спектра и интенсивности внешнего освещения. Такую продукцию можно проверить, например, специальной УФ или ИК лампой или просто сильным освещением естественного дневного спектра. Чтобы результат был заметнее, можно один из цветов перехода (начальный или конечный) сделать прозрачным, т.е. невидимым.Отделка продукции

Защитные элементы могут быть внесены в полиграфическую продукцию не только при печатном процессе, но и позже, на стадии финишной обработки. Наиболее распространенными способоми дополнительной обработки ценных бумаг и этикеток является процедура тиснения, нанесения голограмм, внутренняя или внешняя высечка, перфорация или просечка продукции и т.п.

Горячее тиснение (блинтовое или фольгой)
Тиснение выполняется на специализированном оборудовании и может быть слепым (или блинтовым) или с помощью цветной фольги. В зависимости от рельефа различают плоское и конгревное тиснение, когда на поверхности изделия остается четко выраженное рельефное изображение. Само по себе тиснение легко доступно, но высокая себестоимость материалов и малая производительность дешевых аппаратов делает кустарное малотиражное производство очень нерентабельным. Сейчас горячее тиснение фольгой стало стандартом де-факто при производстве элитных этикеток для алкогольных напитков.

Припрессовка голограммы
Голограмма, как и специальная бумага, является наиболее сильным средством защиты. Она может быть частью основного сюжета или иметь свой собственный сюжет. Как правило, голограммы делают на основе фольги, прикрепляемой к бумаге методом горячего тиснения или ламинированием. Сейчас это основной вид защиты аудио и видеокассет. Минусом голограмм является то, что покупатели удовлетворяются одним фактом наличия и не вникают в изображение, содержащее в ней. Голографическую фольгу сделать самостоятельно невозможно, обычно покупается готовое изображение или заказывается индивидуальное изображение, при достаточно большом тираже.

Нумерация и персонализация
Нумерация и персонализация изделий предотвращает возможность их легкого дублирования, так как большой объем однотипных изделий превращает в множество индивидуальных изделий. Попытка тиражировать их обычными средствами ведет к повторению номеров и легкому обнаружению подделок. Если же при нумерации пользоваться специальными цифровыми или буквенными головками или внести намеренные дефекты в знаки нумерации, то подделка и вовсе становится затруднительной.

Высечка под оригинальную форму
Внутренняя или контурная высечка изделий значительно увеличивает себестоимость изделий, изготавливаемых малыми и средними тиражами, из-за высокой стоимости штампов. Сейчас практически уже невозможно встретить этикетки или кальеретки простой прямоугольной формы.

Просечки, уменьшающие прочность
Кроме защиты от подделки товаров, часто бывает необходимость предохраниться от повторного использования фирменной упаковки. Кроме дорогостоящих пленок VOID, для этой цели можно использовать принудительное ослабление прочности этикетки или упаковки. За счет просечек можно добится того, чтобы упаковку невозможно было открыть (этикетку отклеить) без ее разрушения.

Заключение
Рассмотренный выше обзор методов защиты полиграфической продукции конечно неполон. Кроме перечисленных существует еще множество других, может быть более секретных методов, список которых регулярно пополняется. Тем не менее, даже из рассмотренных технологий можно сделать вывод, что производители имеют множество путей для сохранения своего авторского права. При этом важно выбрать компромисное решение по цене продукта, исходя из дополнительной стоимость средств защиты и ее эффективностью. Важным фактором снижения себестоимости защиты продукции является большой тираж изделий. При этом можно воспользоваться всеми преимуществами, которое дает дорогостоящее высокопроизводительное оборудование.

Шарифуллин Марсель, холдинг "Апостроф"


^ Наверх ^

© 2000 Вся полиграфия России. Перепечатка материалов по согласованию с редакцией.

Реклама на сайте - adv@print.bos.ru
Пишите нам - info@print.bos.ru